Прошивка вариатора (CVT)
Вариатор (CVT) прочно занял достойное место среди других видов коробок передач. Особенность его работы — плавное изменение передаточного числа. Это позволяет быстрее разгонять машину и удерживать двигатель на оборотах максимального крутящего момента.
Сегодня основную массу вариаторов выпускают только три компании: Jatco, Aisin и Subaru.
Самыми распространёнными являются CVT фирмы Jatco, которые ставятся на многие модели Nissan, Renault, Mitsubishi, Suzuki и других производителей. Агрегатами Aisin комплектуются в основном автомобили Toyota. Вариаторы фирмы Punch Powertrain ставят в основном на китайские автомобили BYD, Geely, Lifan и др. Собственные бесступенчатые трансмиссии делают также Mercedes (Autotronic), Audi (Multitronic), Toyota (Multidrive), Ford (Ecotronic, Durashift CVT). Раньше разработкой вариаторов занимались ещё компании LUK, ZF.
Несмотря на эффективность, устройство бесступенчатой трансмиссии сложное, а его работу регулирует механизм электронного управления (ЭБУ). В случае сбоя работы этой системы потребуется прошивка вариатора. При первых признаках неисправности необходимо обратиться в автосервис.
Содержание:
- Что такое прошивка вариатора
- Когда необходим прошивка
- Процесс пршивки вариатора
- Сколько времни занимает прошивка в СТО
- Стоимость работ по прошивке / клонированию
- Можно ли прошить самостоятельно
- Что будет с вариатором если не прошивать
Что такое прошивка вариатора
Прошивка — это программирование блока управления CVT без вмешательства в штатную проводку с сохранением заводской надежности работы системы. Процедура проводится при помощи компьютера или ноутбука, программатора, самой прошивки на диске и кабеля с набором переходников.
Прошивка АКПП это перекалибровка рабочих алгоритмов, которые обеспечат плавность и требуемую динамику езды, позволят экономить топливо и привести в порядок автоматическую трансмиссию после капитального ремонта или замены.
Каждый электронный блок управления прописан под конкретную модель вариатора — J10, J11, J16 (коробки отличаются передаточным соотношением). Например, для перепрограммирования ЭБУ Ниссан Кашкай 2.0, Рав 4 и других модификаций автомобилей выпуска до 2006 года достаточно знать номер коробки передач.
С 2006 года компания Ауди ввела component protection — защиту компонентов от продажи запчастей б/у, после чего блоки управления стали программно привязывать к конкретному автомобилю посредством модуля ПЗУ. ПЗУ eprom программируется при сборке и несет важную информацию о CVT и его гидравлической системе, поэтому его нельзя менять с другим вариатором.
Когда необходима прошивка
Не всегда поломки вариатора решаются заменой механических деталей. Замена прошивки или обновление ЭБУ CVT помогает исправить множество проблем с вашим автомобилем. С каждым годом производители выпускает всё больше прошивок с устраненными недочётами, что решает множество проблем с неправильной работой АКПП. Прошивка или клонирование также необходима после ремонта вариатора или других систем и требуется перезаписать родную прошивку для корректной работы автомобиля.
Перепрограммирование блока управления может потребоваться при возникновении следующих проблем:
- при при полной или частичной замене агрегатов или блока управления CVT;
- при частичном повреждении прошивки в следствии неправильной полярности в сети ТС;
- автомобиль движется на одной скорости;
- не удается быстро разогнаться;
- иногда пропадает задний ход;
- плохая отзывчивость при нажатии на педаль газа;
- на приборной панели не отображается индикатор P/N;
- авто не снимается с паркинга;
- при движении не переключаются передачи;
- не удается разогнать машину более 70 км/ч.
При подключении диагностического оборудования для проверки компьютер выдает такие коды ошибок:
- P 0706 — модуль управления двигателем (ECM) получил неправильные данные от датчика положения селектора АКПП;
- P 0744 — ненадежный контакт электроцепи муфты сцепления;
- P 0826 — неисправность цепи команды повышения/понижения передачи;
- P 0840 — выход из строя датчика А давления трансмиссионной жидкости;
- P 0845 — неисправность датчика давления ведущего шкива;
- P 1742 — адаптация момента замыкания муфты, достигнут предел адаптации;
- P 1778 — изменения шагового двигателя не соответствуют командам управления;
- Р 1757 — обрыв питания.
Любая неисправность ЭБУ означает, что вариаторная АКПП работает в аварийном режиме. В таких ситуациях выполнить адаптацию коробки передач не получится, поэтому для устранения проблемы потребуется перепрограммирование вариатора.
Процесс прошивки вариатора
Процедура прошивки CVT включает в себя либо установку нового, либо регулировку и изменение настроек имеющегося программного обеспечения. Зачастую смена заводской прошивки вариатора на доступные аналоги для тех или иных марок и моделей авто не производится. Наши специалисты просто проводят калибровку, которая в состоянии серьезно изменить поведение трансмиссии. Так, меняя заданные в заводском ПО значения, несложно заставить блок управления работать по-другому. В результате, после такой прошивки ЭБУ CVT, улучшается динамика, меняется скорость, при которой осуществляются переключения, исчезают рывки и другие характерные проблемы, достигается более экономичный расход топлива и т.д.
Сколько времни занимает прошивка в сто
Это зависит от типа электронного блока управления, который стоит в автомобиле. Оборудование, установленное на СТО, позволяет выполнять чтение и запись программ через диагностический разъем, что особенно важно, если машина на гарантии.
В среднем прошивка в автосервисе занимает от 30 минут до 2 часов. На перепрограммирование ряда наиболее распространенных моделей — обновленный Митсубиси Аутлендер или Рено Каптур, Лада Веста, Б8 Ауди А4 — процедура займет около часа. Вся работа выполняется в присутствии владельца — он может наблюдать за процессом и оценить результат.
Однако есть и сложные ЭБУ, где прошивка требует снятия блока управления с автомобиля, поэтому процесс иногда может затянуться на несколько рабочих дней.
Стоимость работ по прошивке / клонированию
Цена прошивки зависит от типа ЭБУ вариатора, формы диагностического разъема и марки автомобиля, на котором он установлен. Также стоимость работ определяется необходимостью демонтажа CVT.
Машину на гарантии можно прошить за 20-35 бел руб.
Если Вы не нашли модель Вашего вариатора среди перечисленных — пожалуйста позвоните нам и уточните возможность прошивки интересующего автомобиля.
Можно ли прошить самостоятельно
Установить прошивку без обращения на СТО возможно, но с условием того, что мастер владеет не только навыками работы с программным обеспечением бесступенчатой трансмиссии, но и профессиональным оборудованием для диагностики авто.
Но даже в таком случае нет гарантии на дальнейшую безаварийную эксплуатацию агрегата. Также важно найти блок управления трансмиссией идентичный марке вариатора и автомобиля, а это не всегда доступно водителю.
Общий порядок работ:
- Снять бардачок и вытащить электронный модуль;
- Снять гидроблок и демонтировать ЭБУ;
- Записать в блок рабочий дамп;
- Собрать блок и установить на прежнее место;
- Поменять масло в вариаторе.
Что будет с вариатором если не прошивать
Когда выявлены проблемы с электронным блоком управления, его перепрограммирование просто необходимо. В противном случае автомобиль будет продолжать работать в аварийном режиме, а вариатор быстро придет в негодность.
В таком случае придется производить капитальный ремонт вариатора, а это затратное мероприятие. Для некоторых проще купить новый автомобиль.